Александр Иванович Покрышкин - один из самых знаменитых и прославленных лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны

05.05.2020 Александр Иванович Покрышкин - один из самых знаменитых и прославленных лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза, воздушный ас, известный во всём мире. Его первые боевые вылеты над Кубанью во время войны были сделаны с Кущевского аэродрома.
⠀ 14 марта 1942 года противник широким фронтом вышел к реке Дон. Его авиация, имея десятикратное превосходство, стремилась сорвать переправы потоков беженцев вперемежку с отступающими частями Красной армии и не допустить занятия обороны за водной преградой. 
Вскоре немецкие танки подошли к пригородам Ростова-на-Дону. Вражеская авиация систематически бомбила город и аэродром. 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк (ГвИАП), в котором служил Александр Иванович, нёс большие потери – в нём остались всего две неполные эскадрильи под командованием Покрышкина и Крюкова. Каждая из них имела по восемь потрёпанных Як-1.
⠀ Когда в Ростове начались уличные бои, эскадрильи перебазировались южнее, к станице Кущёвской, географически выгодной в сложившейся боевой обстановке, для организации военного аэродрома. В станице уже базировался один ИАП с 20 самолётами и своим батальоном аэродромного обслуживания. Командир соседнего авиаполка Белов попросил Покрышкина сводить своих молодых лётчиков на задание, и тот согласился, включив в группу пару своих опытных пилотов – Науменко и Бережного. Это был один из первых полетов Покрышкина с кущевского аэродрома.
⠀ При подходе к Манычу восьмёрку пытались атаковать два Ме-109. Пара прикрытия Науменко сковала боем «мессеров», а шестёрка нанесла удар по переправе и зажгла несколько автомашин на плотине и около неё. По своему опыту Покрышкин знал, что на обратном пути, наверняка, предстоит вступить в бой. Пара Ме-109 могла по радио вызвать подкрепление. Ожидания оправдались – группа «мессеров» заходила в атаку. Покрышкин предупредил свою группу покачиванием самолёта, развернулся и с удивлением обнаружил, что сигнал был не понят, за ним никто не пошёл. Сбившись, пятерка «яков» уходила курсом на аэродром в Кущёвскую. 
Истребители противника, не обращая внимания на самолёт Покрышкина, пошли в атаку. Александру Ивановичу заградительным огнём удалось сорвать первый удар. В повторной атаке он расстрелял ведущего четвёрки Ме-109. Тогда три «мессера» насели на Як-1 Покрышкина, у которого закончился боекомплект. Далее могла спасти только высокая техника пилотирования. Немцы поняли, что сбить одинокий истребитель не получится, прекратили атаки и развернулись в северном направлении. 
   Тем временем прорыв танковых группировок противника через Дон всё больше прижимал войска Южного фронта к Кавказским горам. Чтобы быть ближе к местам штурмовок, полк был вынужден перебазироваться на полевой аэродром «Геймановская» недалеко от Кропоткина и продолжил воевать на Северо-Кавказском фронте... 
   Впереди было ещё много воздушных сражений, побед, потерь боевых товарищей. До Берлина прославленный ас полковник Покрышкин дошёл уже в качестве командира авиадивизии. 
   Именно с 1942 года история Кущевского района тесно связана с военной авиацией. После войны в станице Кущевской стала базироваться лётная часть ВВС СССР. Сейчас это учебная авиационная база Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. 
   Легендарный лётчик А.И. Покрышкин очень любил Кубань, считая её своей второй Родиной. А жители Кущевского района чтят и помнят боевые подвиги легендарного советского летчика в небе над Кубанью и кущевской землей. 
   В нашем районе школа №23 села Раздольного с 2019 года носит имя прославленного трижды Героя Советского Союза Покрышкина Александра Ивановича.

Фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить